Православный мир   на главную | e-mail | | баннеры  
 

 

Иконы

 

Акафисты

 

Песнопения

 

Жемчужины духовной поэзии

 

Жития святых

 

Тесты

 

Гостевая

 
 

Заставки и обои

 

Дизайнерам

 

Чудеса и знамения Божии

 

Библиотека

 

Безмолвный крик

 
 

 

 

 

 

Жития Святых угодников Божиих
 

 

 

   

 

 

  

 
 

 

 

Святой равноапостольный князь Владимир,

нареченный во Святом Крещении Василий

(15 июля 1015 г.)

 

   В жизни святого Владимира заключаются два периода — языческий и христианский. Князь Владимир Святославович, представитель языческого народа — с языческим нравом, представитель христианского народа — с христианским нравом: один другому совершенно противоположны. Господь, провидя делателя Своего, призвал его, как некогда мытаря Закхея, сказав: И сей сын Авраамлъ есть. Днесь в дому твоем подобает Ми быти (Лк. 19, 5, 9). От посещения Христова мытарь переродился и сказал: Се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чиж обидех, возвращу четверицею (Лк. 19, 8). Переродился и Владимир в водах крещения: вышед от воды, он совлекся ветхого Адама, облекся во Христа, и сделался новым человеком. Во Христа крестился, во Христа облекся (Галат. 3, 27), что укажет христианская его деятельность.

   После крещения, возвратясь из Херсона, Владимир привез с собой законную супругу княгиню Анну, сестру греческих царей, первого митрополита Михаила, священников, монахов и клириков, мощи священномученика Климента, папы Римского, и ученика его Фива, святые иконы, книги и всю утварь церковную.

   По возвращении в Киев, Владимир с великой радостью прославил Бога и стал заботиться о просвещении Киева и всей России. Прежде всего Владимир повелел крестить своих двенадцать сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, Святополка, Вышеслава, Святослава, Станислава, Бориса, Глеба, Брячислава и Судислава. Они окрещены были митрополитом Михаилом в заливе Днепровском, называемом и поныне Крещатиком. Князь Владимир повелел объявить по всему городу, чтобы утром собрались все на реку Почайну: старый, малый, богатый и бедный, мужеский пол и женский. Настало утро, пришел сам князь с болярами на реку, пришли архиереи, священники и безчисленное множество народа обоего пола, всякого чина и возраста. Повелено было всем, сняв одежды, войти в воду, разделивши мужеский пол от женского. Многочисленными толпами стояли киевляне в реке, кто глубже, кто мельче, смотря по возрасту. Священники в священных облачениях, стоя на берегу, читали над ними молитвы крещения, нари-цали им имена и погружали их в воду во имя Святой Троицы. И так окрещен был весь Киев в 988 году. Благоверный князь Владимир с невыразимой духовной радостью смотрел на крещение своего народа и, воздев руки и очи к небу, произнес: «Господи Боже! Сотворивый небо и землю, призри на новокрещенные люди Твоя и даждь им истинно познать Тебя, Бога истинного, и утверди их в православной вере, и мне помози на видимые и невидимые враги и прослави в российских странах Имя Твое Пресвятое!»

   По крещении народа Владимир повелел сокрушить идолов и до основания разрушить храмы идольские, а на тех местах строить святые церкви. Особенное попечение имел он при создании каменного храма во имя Пресвятой Богородицы, названного Десятинным. Впоследствии он был разорен Батыем, так что ныне видна только одна часть его. Во дни Владимира этот храм был великолепнее прочих устроен греческими мастерами и благолепно украшен. Во время освященю его, когда все было кончено, благоверный князь пришел в свой храм, как древний Соломон в Иерусалимский, от него созданный, и так молился: «Господи Боже! Призри с небеси и виждь и посети виноград сей, и соверши, его же насади десница Твоя. Призри на новые сия люди Твоя, их же обратил сердца в разум истинный познати Тебе истиннаго Бога! Призри и на церковь сию, юже созда недостойный раб Твой, во имя рождшия Тя Пренепорочныя Матери Приснодевы Богородицы, и аще кто с верою помолится в сем храме: услыши молитву его и отпусти всяк грех и просимое полезное даждь ему, молитвами Пречистыя Богоматери». Долго и усердно молился Владимир, потом обратясь к присутствующим сказал: «От всего моего имения и городов в сию церковь даю десятую часть». Слова сии утвердил грамотой и клятву положил на последующие племена, если бы кто дерзнул нарушить его завещание. В этом храме положены мощи святого Климента, папы Римского, и вся утварь, принесенная из Херсона, пожертвована этому же храму.

   Владимир, неутомимо заботясь о пользе своего княжества, повелел учить грамоте сыновей своих и болярских; посещал города и селения; крестил народ; строил церкви и назначал епископов и священников. Приближаясь к старости, он разделил землю русскую на княжества и отдал сыновьям в управление, заповедуя им любить друг друга, довольствоваться каждому своим уделом, управлять народом во славу Божию, искать спасения душ человеческих, неверных приводить к вере, созидать церкви. Устроив таким образом каждого в своем княжестве, Владимир последнее время жизни своей занялся в особенности добрыми делами: устраивал церкви и монастыри, украшал их и щедро раздавал милостыню нищим. Часто делал у себя во дворце трапезы для иноков и для бедных, а немощным и больным, которые не могли приходить во двор царский, рассылал в изобилии по домам всякого рода пищу и питье. Владимир-христианин со всеми сохранял мир и любовь, и настолько был милостив, что из страха Божия медлил наказывать даже злодеев. Митрополит Леонтий должен был говорить ему: «Князь, се в земле нашей умножились разбойники; зачем ты не наказываешь их? Они умножаются: ты Богом поставлен наказывать злых и миловать добрых». «Боюсь греха», — отвечал князь, — настолько утончилась совесть Владимира и умягчилось благочестивое его сердце. Во время княжения его прибыл в Киев преподобный Антоний от Святой горы Афонской и поселился в пещере Варяжской над Днепром.

   За три года до смерти Владимира скончалась супруга его княгиня Анна. Незадолго до своей кончины благоверный князь получил известие, что печенеги идут на Россию: предсмертная болезнь не допустила князя самому идти против них, и потому, призвав сына Бориса, он послал его вместо себя с воинской силой. Владимир, день ото дня все более и более изнемогая силами и приготовляясь к блаженной кончине, исполнял все христианские таинства и с миром предал душу свою в руце Божия 15 июля 1015 года.

   Тело его было принесено в Десятинную церковь, куда собрались киевляне и окрестные жители. Все плакали и рыдали по своем отце и хадатае пред Богом,

   Погребение совершено было великолепно и мощи его положены в мраморном гробе в том же храме Пресвятой Богородицы, им созданном. Память ему установили праздновать как святому равноапостольному просветителю земли русской 15 июля.

   Аще кто единаго грешника обратит от заблуждения и изведет честное от недостойнаго, будет яко уста Божия (Иак. 5, 20 и Иер. 15, 19), кольми паче то-ликие народы от пагубной прелести бесовской отвративый и к Богу приведый, яко уста Божия обретеся и со святыми вчинися в церкви Христа Бога нашего, Ему же честь и слава со Отцем и Святым Духом.

 
 

 

 
 
 

mailto:kovylind@mail.ru     

 
Hosted by uCoz